Сексуальность, история, отношение в мире, часть 1

половая жизнь

В наше время также можно найти немало примеров антисексуальной установки общества даже в Европе. Репрессивным отношением к сексуальности, как известно, всегда отличались протестанты, и эта традиция до сих пор живет, например, в маленькой крестьянской общине Инишберга в Ирландии. Половая жизнь здесь в принципе ограничивается браком, который заключается по желанию старших, без учета личных предпочтений жениха и невесты. Ухаживание отсутствует. Существует жесткое разделение мужчин и женщин, их роли в общественной жизни и в быту. Любые обсуждения сексуальной темы, любые проявления эротики запрещены или осуждаются, и даже в браке половые отношения ограничиваются.

Отрицательное отношение к сексу не всегда основано на принципе “греховности” сексуальных отношений.

Например, и отличие от полинезийцев микронезийцы, населяющие некоторые из Каролинских островов, не считая секс грехом, верят, что половая жизнь ослабляет мужчин и делает их восприимчивыми к опасным заболеваниям. Женщинам законы предписывают избегать половых сношений не только во время беременности, но и в течение нескольких лет после рождения ребенка. Возможно, что эти антисексуальные нормы возникли и сохраняются в результате печального опыта контактов местных жителей с европейцами, в частности распространения венерических болезней, что привело население к грани вымирания.

Антисексуальная культура традиционна и для папуасов племени манус (острова Адмиралтейства), которые считают половую близость даже между супругами позорной и унизительной. Женщины этого народа относятся к половой жизни с отвращением и терпят ее только ради продолжения рода. Высокая половая возбудимость мужчин считается проявлением животной силы, грубости, а внебрачная связь преступлением.

В большинстве обществ отношение к сексуальности не столь категорично.

Полной неупорядоченности половых отношений не наблюдается ни у одного народа, хотя у многих существуют специфические праздники, которые носят характер оргий, наподобие вакханалий в Древнем Риме. Но полная свобода сексуальных отношений на таких праздниках, заведомо временная, имеет, как правило, культовый, символический характер. Это же относится и к запретам.

Самый древний и универсальный запрет, налагаемый культурой на сексуальность, — правило экзогамии: запрещение браков и вообще половых связей между родственниками, членами одного и того же рода, а позднее — семьи. Но даже в пределах одной культуры обычно существуют разные нормы сексуального поведения для разной категории людей. Наиболее распространенное из таких различий — “двойная мораль” сексуального поведения: одна для мужчин, другая для женщин. В той или иной степени, это явление наблюдается почти везде. Иногда оно касается сексуальной роли, позиции в половом акте, сексуальной мотивации (эти категории сексуальности мы рассмотрим ниже), часто — права выбирать сексуального партнера и определять характер взаимоотношений с ним. В большинстве первобытных обществ право инициативы, ухаживания, выбора партнера и определения ритма половой жизни в браке принадлежит мужчине. В отношении добрачных и внебрачных связей половая мораль, как правило, тоже снисходительнее к мужчине, но многие общества разрешают добрачные связи и женщинам.